Год образования: 1984 Полноформатных альбомов: 1 Стилистика: heavy metal История: Группа с хлёстким и прямолинейным - под стать её лаконичной и брутальной музыке - названием НОКАУТ стала пионером и, в известном смысле, главным популяризатором стиля хэви-метал на рок-н-ролльной сцене Питера середины 80-х, оставив заметный след в истории Ленинградского Рок-клуба, а ряд участников групп играл заметную роль в музыкальной жизни города и страны и позднее. Хотя формально НОКАУТ появился на свет в апреле 1984, своё происхождение он ведёт из смутной для питерского рока эпохи конца 70-х, а его биография тесно связана с историей ряда других героев питерской рок-сцены, включая АЛИСУ и НАТЕ! Основатель НОКАУТА Алексей Ильин (р.10.11.59 в Ленинграде) начал играть на гитаре школьником дебютировал на сцене в сентябре 1978 как бас-, а затем лидер-гитарист институтской группы ЛЕТАЮЩАЯ КРЕПОСТЬ, которая, пережив за два с половиной года четыре смены состава, играла на танцах в пригородных клубах и домах культуры собственного сочинения хард и арт-рок и распалась весной 1981 из-за серьёзной болезни своего лидера. В декабре 1983 Ильин воссоздал группу для одного выступления, но его успех побудил музыканта задуматься о возвращении на сцену. С декабря 1983 по март 1984 Ильин и его коллега по финальному варианту КРЕПОСТИ, Андрей "Джон" Синьчук (р.31.02.67 в Ленинграде), бас, вокал, прослушали, минимум, пятерых кандидатов в барабанщики, но их требованиям соответствовал только студент музыкального училища Анатолий Пересторонин (р.29.07.60 в Ленинграде). Выбор был сделан, однако, не успев предъявить новый состав ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ публике, Ильин, захваченный очередной идеей - играть популярный на Западе, но пока не особо распространённый в Союзе хэви-металл - распустил музыкантов, чтобы в начале апреля собрать их в новой группе, которая и получила имя НОКАУТ. В оригинальный состав группы вошли: Ильин, Синьчук, Пересторонин и Теймураз Боджгуа, вокал. Последний приехал в Питер из Тбилиси и учился в Железнодорожном институте, где - вместе с Андреем Шаталиным (позже АЛИСА) и Виктором Салтыковым (позже МАНУФАКТУРА и ФОРУМ) - участвовал в арт-рок группе ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ. Весной 1984 он также пел в супергруппе КОНТУР Александра Ляпина, Жени Губермана и Юрия Ильченко, которая работала на популярной танцплощадке в Парке им. Бабушкина. Найдя базу в общежитии ЛИИЖТ у Мечети, НОКАУТ начал готовиться к дебюту на сцене, репетируя как материал КРЕПОСТИ, так и новые песни на стихи Ильина, но после первых же репетиций стало ясно, что барабанщик тяготеет к более спокойной и импровизационной музыке, поэтому его сменил бывший участник ДЕМОКРИТОВА КОЛОДЦА Владимир Трофимов. В таком составе НОКАУТ в начале мая успешно прошёл прослушивание в Кораблестроительном институтеи был принят в Ленинградский Рок-клуб. Впрочем, утряска состава на этом не закончилась. В середине мая Трофимов, закончивший институт и не собиравшийся связывать жизнь с музыкой, покинул НОКАУТ, а за барабаны после двухнедельных поисков был приглашён Александр Рагазанов (р.17.01.59 в Белгороде), бывший участник групп РАСКОЛЬНИКИ и ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ (они играли на танцах в окрестностях Ломоносова), РОССИЯН и рок-клубовского МАРАФОНА. В то время он безуспешно пытался возродить знаменитую хард-рок группу АПРЕЛЬ и с благодарностью принял приглашение. Дебют НОКАУТА состоялся 10 июля 1984 в Новом Петергофе в одном концерте со СТРАННЫМИ ИГРАМИ и КИНО - причём, все группы выступали дважды, днём и вечером. Несмотря на то, что большая часть публики пришла на ИГРЫ, НОКАУТ был принят вполне благожелательно и сразу нашёл свою нишу на музыкальной сцене города. В сентябре они перебрались из ЛИИЖТ в НПО "Красногвардеец", где Ильин и Синьчук трудились вахтёрами; в конце года группа дала пару концертов в небольших залах на городских окраинах; 14 декабря дебютировала на сцене самого Рок-клуба, удачно выступив рядом со знаменитым ПЕПЛОМ и начинающим ГЕНЕРАТОРОМ БЕЛОГО ШУМА, а в январе 1985 неожиданно осталась без певца: Боджгуа оказался вовлечён в неприятную историю с ограблением иностранца и попал за решётку. Петь, по старой памяти, решил сам Ильин. Первый концерт в новом составе состоялся в Рок-клубе 25 января 1985, причём, опять со СТРАННЫМИ ИГРАМИ! В-целом, год 1985 оказался для группы не самым продуктивным: бесконечные репетиции да два-три концерта в общежитиях и домах культуры. В июле по приглашению одного из почитателей группы на репетицию к НОКАУТУ заглянул легендарный барабанщик Евгений Павлов (р.20.01.53 в деревне Манихино Волховского р-на Ленобласти). Он дебютировал в середине 70-х в джаз-рок группе БАРОККО, потом играл хард в КАТАРСИСЕ и РОССИЯНАХ (в два захода), три года выступал на проф.сцене (вместе с Александром Ляпиным), а к тому времени почти забросил музыку, работал столяром в кинотеатре "Невский", и иногда джемовал с Ляпиным в рядах ТЕЛЕ У. Мощная, с элементами джазового свинга техника Павлова подняла музыку НОКАУТА на совершенно иной уровень, и группа сходу пригласила его присоединиться. Рагазанов ушёл в КАНАЛ СИ, новую группу Игоря Семёнова (РОК-ШТАТ), а позже играл во ВРЕМЕНИ ЛЮБИТЬ, СКОРОЙ ПОМОЩИ, КОЛЛОКВИУМЕ и т.д. Тогда же НОКАУТ обзавёлся директором, функции которого взял на себя Олег "Алик" Ахмеров. Поскольку концертов у НОКАУТА в то время было немного, в октябре 1985 Павлов решил помочь музыкантам группы СТУПЕНИ, которая, переехав в Питер из Молдавии, была реорганизована под названием ПРОВИНЦИЯ и искала новую формулу звучания на стыке арт-рока, харда и фьюжн. В конце лета 1985 из Днепродзержинска в Питер перебрался молодой певец Константин "Коха" Шустарёв. Он родился 9 сентября 1965 в Баку и вместе с семьёй кочевал по стране, пока не очутился на берегах Невы. В ноябре Коха прямо на улице познакомился с Ахмеровым, который тут же зазвал его в НОКАУТ. Так группа обрела своего второго и самого лучшего вокалиста. С приходом шустарёва дела НОКАУТА наладились. 11 января 1986 группа после годичного перерыва выступила в Рок-клубе с ЭДС (прим. ред. ФРОНТ) и ПЕПЛОМ и была принята на "ура"; её акции стремительно пошли в гору, а число поклонников металла начало расти не по дням, а по часам. Вскоре внимание на НОКАУТ обратил барабанщик СИНЕЙ ПТИЦЫ Игорь Доценко, который предложил группе помощь в записи её материала, и 21 февраля на репетиционной точке СИНЕЙ ПТИЦЫ (ввиду этого переименованной в "Blue Bird Studio") были записаны четыре песни и инструментальная пьеса, составившие мини-альбом "Металлическая Атака". С апреля "Металлическая Атака", получив оригинальную рисованную обложку и постер, изображавший музыкантов в живописно-устрашающем гриме, начала расходиться по стране. Она удостоилась развёрнутой рецензии на страницах только что созданного ежемесячника РИО (В. Хален "Слушать на максимальной громкости!", N 2, 1986). Следует отметить, что в отличие от большинства коллег по цеху, пришёдших к металлу из панка (ЭДС, ИЗОЛЯТОР), участники НОКАУТА начинали с арт-рока и харда, поэтому их музыка изначально была более сложной и изобретательной в инструментальном отношении. Весь 1986 группа много выступала в различных залах и закончила год шумным металлическим шабашем в клубе посёлка Юкки (при участии ЭДС, ИЗОЛЯТОРА и СКОРОЙ ПОМОЩИ). В декабре с ней начал репетировать только что вернувшийся из армии гитарист Алексей Шпынёв (р.27.01.65 в Ленинграде) - до службы он успел отметиться только в группе ТАКСИ сооснователя СЕКРЕТА Димы Рубина. Дебют Шпынёва в НОКАУТЕ состоялся 25 марта 1987 в клубе "Маяк", когда на коду с ней вышел известный гитарист Владимир Ермолин (ЗАРОК, ФОРВАРД и т.д.) В начале апреля НОКАУТ побывал в Куйбышеве (Самаре), дав два концерта в малом зале местного Дворца Спорта вместе с нововолновой СЕДЬМОЙ СТУПЕНЬЮ; в первых числах мая выступил в ДК им. Свердлова с молодой группой СЕЙФ, а вслед за этим оказался на грани распада: Шпынёв и Шустарёв, недовольные нервозной атмосферой в группе (которую заметно усугубили проблемы Ильина с алкоголем), ушли в СЕЙФ, и НОКАУТ опять остался втроём. Тем не менее, всего через пару недель группа вернулась на сцену, выступив всё в том же ДК "Маяк". В июне она была принята в Московский Рок-клуб. В июле приняла участие в фестивале "Вторая Волна", однако, в конце августа неожиданно развалилась, когда Ильин в тяжёлом состоянии попал в больницу. Синьчук на время оставил сцену, а Павлов в сентябре присоединился к новой группе ТУШИ СВЕТ!, которая позже превратилась в М.А.Т. В ноябре 1987 он стал барабанщиком СКОРОЙ ПОМОЩИ, где, по иронии случая, опять занял место Рагазанова! С тех пор было предпринято несколько попыток реставрации НОКАУТА. Первая из них датируется мартом 1988, когда Ильин, Синьчук и Пересторонин решили вновь поработать вместе, однако, после полугода репетиций идея заглохла, а Синьчук стал участником группы КЛАН, которая вскоре сменила название на СОБАКА ЦЕ ЦЕ. В октябре 1990 вместе собрались Ильин, Синьчук и Павлов, но и эта встреча продолжения не имела. Наконец, в ноябре 1990 Синьчук собрал собственную версию НОКАУТА, в которой играли экс-гитарист ИЗОЛЯТОРА Юрий "Бюргер" Лизунов и молодые музыканты Артур "Параноид" Мамонов, гитара, вокал, и Пётр Галатёнок, барабаны. Они даже дали пару концертов, но затея быстро исчерпала себя. В апреле 1991 НОКАУТ окончательно ушёл в прошлое. Мамонов и Галатёнок тут же собрали группу ПАРАНОИД, а Синьчук через два года воссоединился с Павловым в культовой трэш-металл группе ROCK'N'ROLL CITY. Восстановив здоровье, Ильин решил вернуться в музыку. На протяжение 90-х он пытался работать с экс-коллегой по ЛЕТАЮЩЕЙ КРЕПОСТИ Славой Задерием (неудачно), сочинял тексты для поп-проекта, который менеджировал гитарист Игорь Романов (СОЮЗ, ROMANOFF), летом 1999 предпринял отчаянную попытку собрать НОКАУТ для съёмок на телевидении (безуспешно), а позже нашёл себя в авторской песне, записав альбом баллад сатирико-критического характера "Тональность Ми-минор" (1999), в 2002 изданный АнТроп. Шустарёв в 1994 собрал широко известный ныне PUSHKING. Рагазанов занялся фри-джазом и экспериментальной музыкой (АКАДЕМИЯ ТИШИНЫ, РУ2, ОРР). Джон Синьчук после ROCK'N'ROLL CITY ни в чём особом замечен не был, а Павлов продолжает играть с разными группами, включая кавер-бэнд THAT ZEPPELIN. Шпынёв, сменив полдюжины групп и разнообразных занятий, играл свою музыку в ОРДЕНЕ, SHRM SOUND и NAMBA WON. Остальные участники НОКАУТА, видимо, покинули сцену. Альбом "Металлическая Атака", по сути дела, первый опыт звукозаписи в российском металле, пока недоступен современному слушателю.
|