Аббат: ''Все началось, когда я был в седьмом классе школы - тогда мне было где-то 12 лет. И однажды мой приятель, который учился тогда уже в девятом классе, принес мне послушать несколько пластинок, среди которых оказался и 'Welcome То Hell'. И я подумал: ''Ух ты! Вот это круто!' На задней стороне обложки была фотография, где стояли музыканты, а в руках у них были здоровенные секиры, и все это смотрелось чертовски круто! А какие злобные были названия песен... Я думаю, что это и было начало. У этого моего приятеля все время появлялись новые пластинки тяжелых групп, и я часто ходил к нему домой послушать новинки. Тогда я еще слушал и Manowar, и Venom, а одним из моих самых любимых альбомов был Into Glory Ride', а также компиляция 'Speed Kills' с Bathory и Possessed. Затем я открыл для себя сборники 'Scandinavian Metal Attack', на которых услышал песни ''War'' и ''The Return Of Darkness And Evil''. После этого я уже стал покупать пластинки в свою собственную коллекцию, и в 1988 году я приобрел альбом 'Under The Sign Of Black Mark'. Надо сказать, что до тех пор я не знал лучшего альбома, чем Into The Glory Ride' - там была какая-то непередаваемая атмосфера. А когда я впервые прослушал 'Under The Sign Of Black Mark', то почувствовал ту же самую атмосферу, но только значительно более злобную и темную, и мурашки пробежали у меня по спине.. До того, как я сам познакомился с Демоназом, он уже знал Еронимуса почти два года. поэтому наши совместные поездки в Осло помогли мне узнать этих людей довольно таки близко. Для меня это было каким-то шокирующим опытом, потому что я был родом не из большого города, и даже не из самого Бергена. Я жил в его пригороде в маленькой деревушке, и все, что мне удавалось узнать, я черпал лишь из журналов или с пластинок. У нас не было никаких металлических тусовок, концертов и тому подобного, поэтому мое знакомство с Еронимусом и всей этой тусовкой было действительно очень важным событием в моей жизни. Я счастлив, что мы сделали все так, как мы сделали, и что никто тогда не делал это так же, потому что тогда еще не было моды на блэк-металл. И, возможно, именно поэтому мы и делали это - ведь никто этого до нас не делал. Люди смотрели на нас и говорили: ''Кто это еще, черт побери? И что они о себе возомнили?'' Мы ходили в бар в корпспейнте, мы ходили по улицам с факелами, мы пили виски и ''факирили''. Если бы мы сейчас, после всех тех событий 91-93 годов, сделали точно так же, то быстренько загремели бы за решетку.'' Итак, в Bergen, Norway двумя пацанами - Abbath doom Occulta и Demonaz doom Occulta осенью 1990 года был основан состав Immortal. Уже пару лет до этого они были участниками других групп: Abbath - Old Funeral, а Demonaz - Amputation. Abbath и Demonaz входили в роль - бродили по лесу, пили там виски, делали жертвоприношения. Излюбленным местом их прогулок стал лес в 30 километрах от Бергена, там они и открыли все свои священные места, свой Blashyrkh... Ещё два человека вошли в оригинальный состав группы - гитарист Jorn Inge Tunsberg (потом играл в Hades Almighty, а до этого в Amputation). Первым барабанщиком стал Gedda (Armagedda). Хотя Armagedda оставался с группой два года, он так и не проникся великими идеями блэка, за что и был уволен. Группа приступила к созданию своего материала зимой 1990-91 года. Первыми попытками стали песни ''Enslaved In Rot'' и ''Suffocate The Masses''. Затем последовали усиленные репетиции и в 1991 году записали первое демо ''Suffocate''. После второго демо ''Northern Upins Death'', записанного летом того же года, гитарист Jorn был уволен из группы. После этог Immortal навечно остались втроём. Тут французский лейбл Listenable Records проявил интерес к их демо и предложил им выпустить 7'' single. Последующая зима дала им силы для создания таких композиций, как ''The Cold Winds of Funeral Frost'' и ''Unholy Forces of Evil''. Зимой 1991 года материал был записан. Зима с тех пор господствует в творчестве группы. Аббат: ''Большая часть моей жизни проходит зимой... Я живу почти у подножия гор. Зима - моя фаворитка, меня вдохновляет зимняя природа. Это такая фантазия - представлять себя демоном из другого мира, очутившимся среди льдов и белого безмолвия...'' Потом интерес к их творчеству был проявлен лейблом Osmose Productions. Они предложили им контракт на две пластинки. Abbath, Demonaz и Armagedda проникли в Grieghallen Studios в апреле 1992 года и записали дебютный альбом. Через несколько месяцев Diabolical Fullmoon Mysticism бомбой взорвался на блэк-сцене. Продюсером его стал теперь уже легендарный Eirik ''Pytten'' Hundvin. Первоначально, кстати, альбом планировали назвать ''Battle In The North'', но выбор пал на ''Diabolical...'' - оно лучше отражало музыку. Через пару месяцев после релиза Armagedda также был уволен из группы. О причине уже говорилось выше. Его заменил неизвестный никому Kolgrim. Но он дал с группой только один концерт в декабре 1992 года и был уволен из-за патологической лености. Блэк тем временем вошёл в моду, и телекомпания из Бергена захотела сделать с ними интервью и снять видео. Они решили сделать видео к ''Call of the Wintermoon'', записали всё за 2 часа и сразу после этого появились в эфире. Abbath, Demonaz и Kolgrim пытались объяснить уникальность своей творческой концепции, но их просто тупо спрашивали, сатанисты они или нет. Demonaz заявлял что нет, и их музыка - не блэк. Kolgrim назвал это ''holocaust metal''... Продемонстрированное видео не вполне отражало суть музыки. Оно было снято летом (о, ужас!), в тёмное время суток на руинах Lysekloster, где они делали фотосессию для Diabolical Fullmoon Mysticism. Издание следующего альбома, Pure Holocaust в 1993 году, стало знаковым событием в истории группы. Он был записан в сентябре Grieghallen Studios и спродюсировал его Eirik ''Pytten'' Hundvin. Поскольку барабанщика не было, то Abbath записал все партии ударных, а Erik появился уже в ходе микширования записи. Его фото, несмотря на это, фигурирует на обложке. Он отыграл два европейских тура с Immortal в ходе которых был записан первый бутлег - live in zaandam, на концерте Bergum, Holland, 17 декабря 1993 года. Но и он был уволен в июле 1994 года. Потом начались записи самого знаменитого и самого лучшего альбома группы, да и блэк металла вообще. Это - Battles in the north, записанный опять в Grieghallen Studios в сентябре 1994 года, но вот продюсировать альбом Abbath и Demonaz взялись сами. Eirik ''Pytten'' Hundvin стал только звукоинженером. Immortal выпустили альбом и скрылись за облаками на самой вершине блэк металлического Олимпа. На лимитированное издание альбома (3000 копий) были добавлены композиции с immortal LP 7''. Не следует вообще ничего говорит более об этой работе, каждый обязан прослушать Battles in the north - и это всё! С альбомом Battles In The North группа взяла невиданную тогда в блэке высоту - более 50.000 проданных дисков! Следующий барабанщик - Hellhammer - стучал для группы в турне 1995 года. Он также засвечен на первом официальном видео Immortal. Но дни его в Immortal были недолгими. Только в мае 1996 года они вновь окончательно стали трио. В группу пришёл новый барабанщик Хорг. Затем настал чёред делать четвёртый альбом - Blizzard beasts. Он записывался в Sigma Studios в сентябре-ноябре 1996 года. Первая 1000 копий 'Blizzard Beasts' была сделана с вытесненным лого Immortal на обложке. Аббат: ''Студийная сессия 'Blizard Beasts' представляла собой ежедневные пререкания и даже ссоры между мною и Даемоназом. И еще в студии я понимал, что этот альбом точно не станет лучшим в дискографии Immortal. Мы не были достаточно подготовлены к записи. Спешка сказалась на качестве всей работы. Нам надо было возвращаться на регулярную работу, поэтому запись продолжалась даже ночью. Мы тогда дико устали. Но даже в отсутствие хорошего продюсера я и сейчас считаю, альбом получился великолепным. Большинство тех вещей были хороши, но некоторые... не получились.'' 1998 год стал важным для Immortal. С одной стороны - успех... Выступление перед тысячами фэнов на крупнейшем европейском металлическом фестивале ''Dynamo Open Air'' в голландском городе Эйндховен, переиздание альбомов diabolical fullmoon mysticism (Picture Disc - 300 copies) и Pure Holocaust (Picture Disc - 300 copies). А с другой... Аббат: ''Это случилось вскоре после завершения записи альбома 'Blizzard Beasts'. Каждый день мы репетировали по паре часов, а Демоназ к тому же и перед репетициями оттачивал свое мастерство еще по три-четыре часа безо всякой подготовки и разогрева. Он просто не знал о том, что перед такой нагрузкой необходимо разогревать руки. К тому же на улице в то время стояли сильные холода. И в результате он заработал себе болезнь рук, называющуюся ''tendinitis''. Он даже не мог вымыть голову, так сильно у него болели руки! Лечение этой болезни заняло много времени, но его руки остались слабыми и очень чувствительными к нагрузкам. Он больше не может играть на гитаре, так как практически сразу же у него вновь начинаются сильные боли, потому Демоназ уже никогда не сможет вернуться к нам в группу на прежнее место. И нам ничего не оставалось делать, как продолжать играть без него. Сразу после болезни Демоназа я начал работать над новым материалом. Во время подготовки 'Blizzard Beasts' у нас с ним постоянно возникали разногласия по поводу того, в каком направлении нам дальше двигаться, и мне приходилось постоянно искать какие-то компромиссы. Поэтому мне сейчас значительно проще сочинять песни самому. К тому же, не стоит забывать и о том, что мне сейчас, помогает Хорг, и у нас с ним практически полное взаимопонимание. Он очень хорошо понимает мою музыку, у нас с ним одинаковые вкусы, и наша совместная работа продвигается очень быстро.'' Пятый студийный альбом 'At The Heart Of Winter' был записан в Abyss Studios в ноябре 1998 года с продюсером Peter Tagtgren. Аббат уже отыграл на гитаре в ходе ''BLIZZARD BEASTS TOUR'98'', в то время как басистом был сессионщик Ares (February 1998 - May 1998). После окончания турне Аббат и Хорг немедленно начали подготовку нового материала. Всю музыку написал Аббат. Аранжировки делали вдвоём, а лирикой занялся Демоназ. Он же взвалил на себя кое-какие организационные хлопоты. Звук и музыка нового альбома поразили многих. Аббат: ''Мы хотели соединить на этом альбоме меланхолию и агрессию. Мы хотели чтобы песни состояли из сильно различающихся частей, которые бы были идеально соединены воедино. Также мы хотели, чтобы каждая песня имела яркую индивидуальность и свою неповторимую атмосферу. Мы не хотели сделать еще одну копию ''Blashyrkh' или ''Perfect Vision'', но мы все же черпали вдохновение именно из этих композиций, так как считаем их самым лучшим, что было сделано в нашем стиле. И, видимо, поэтому альбом получился таким длинным - нам было интересно работать именно в таком ключе.'' В том, что звучание песен стало именно таким, немалая заслуга и Питера Тэгтгрена, который занимался продюсированием этого альбома. Аббат: ''Да, я очень благодарен Питеру за то, что он сделал для нас. Но нельзя говорить о том, что лишь Питер определил успех этого диска. Мы очень тщательно готовились перед тем, как засесть в студию, и я полагаю, что у нас непременно возникли бы проблемы, если бы мы пришли к нему с таким же материалом, какой у нас был на 'Blizzard Beasts'. Ему бы было значительно сложнее добиться нужного звучания. Но я перед записью дал ему кассету со всеми песнями, которые мы перед этим записали на нашей репетиционной базе, так что он имел вполне определенное представление о том, какое именно звучание нам нужно, и он сделал это. На то, чтобы правильно настроить звук гитары или барабанов в студии требуется как минимум полдня. Мы зарезервировали студию ровно на месяц, а управились всего за 20 дней. Мы с Хоргом работали в студии отдельно друг от друга. То есть я не бегал с гитарой вокруг него, когда он прописывал партии барабанов, и наоборот. Такой подход оказался значительно более простым и удобным, потому что нам не приходилось находиться вместе все время, действуя друг другу на нервы, как это было при записи 'Blizzard Beasts'. В прошлый раз нас просто тошнило от вида друг друга, теперь же мы сделали правильные выводы из прежних ошибок.'' В это раз они изменили традиционному оформлению своих обложек - фотографии группы- на обложку был помещен рисунок. Аббат: ''В то время в Immortal мы с Хоргхом остались вдвоём, и мне не хотелось представлять на обложке группу в неполном составе. Обложка 'Battles In The North', где мы с Демоназом стоим вдвоём, была исключением, и повторять неполный состав снова нам не хотелось. Для прошлогоднего альбома нам предложили поработать с одним талантливым художником из Осло (Фурнье), который уже нарисовал обложку для новой версии диска Impaled Nazarene 'Ugra-Karma'. Я рассказал ему идею, вскоре он прислал мне наброски, мне понравилось - и результат оказался просто потрясающим.'' Ещё одна важная перемена - они изменили свой логотип. Аббат: ''Мы пришли к выводу, что лого на лицевой обложке должно быть более читаемым. Но старый логотип по-прежнему важен для нас. Кстати, старое лого присутствует внутри CD-буклета. Стиль старого лого по-настоящему крут, но также важно чтобы люди могли прочитать название группы без особых проблем.'' Турне 1999 года начинаются с новым бас-гитаристом, которого зовут Искариа. До этого он играл в Enchanted. Искария: ''Enchanted это более-менее дэтовая группа, хотя вокал и общая атмосфера были близки к блэку. Мы начали этот проект в конце 1992 года, а до этого - с 1989 года - я играл чистый трэш в одной группе. У меня были свои кумиры среди музыкантов в то время, и я хотел быть как они - вот поэтому я и ввязался в это. Как и многие другие, полагаю... Ну, на барабанах я стучал с 1989 по 1992 год, плюс несколько студийных сессий, также и на гитаре приходилось играть. Обычно, конечно, я вооружен своим исконным инструментом - бас-гитарой. Во всяком случае, с 1992 года дело обстоит именно так. К сожалению, у меня нет никакого музыкального образования, да я и никогда не пытался его получить.'' Вообще по образованию он дизайнер (женат и в 2001 году у него родилась дочь). Важной вехой стало турне за океан и выступление на фестивале ''March Metal Meltdown'' в Нью-Джерси. Публика реагировала с превеликим энтузиазмом, хотя в ходе выступления и возникли кое-какие технические неувязки. Например, пожарники помешали Аббату плеваться огнём... Всё равно, прокатились по Штатам вместе с Angel Corpse и KRISIUN, в Мехико дали сольный концерт. Так Immortal предприняли попытку завоевания Северной Америки. Аббат: ''Публика там была просто великолепна! А вот в остальном этот фестиваль состоял из сплошных обломов: гитарные примочки постоянно барахлили, то врубаясь, то вырубаясь. Поэтому и звук был соответствующим. К тому же организаторы концерта в последний момент сократили наше выступление с 50 до 20 минут. Ну а полным финишем был поступок одного из работников сцены: когда мне пришло время ''плеваться'' огнём, какой-то умник взял и унёс со сцены горящий факел! Такого дерьмового концерта я не припомню за всю нашу историю! Но, несмотря на все эти обломы, публика дико угорала, и это дало нам понять, что концерт был сыгран не зря''. Не заладившись с самого начала, американское турне Immortal полетело ко всем чертям. ''Нам пришлось отменить концерты в Сан-Франциско и Монреале, но это была не наша вина. В Канаду нас, например, вообще не пустили, так как оказалось, что у нас не всё в порядке с бумагами, и мы не можем въехать в страну. Понимаете, когда отменяются концерты, все шишки падают на группу, и фэны думают, что во всём виноваты музыканты, как будто нам было в падлу ехать туда или нас внезапно одолела неизвестная болезнь. Единственный раз, когда концерт Immortal был отменен по нашей вине (это случилось в прошлом году в Роттердаме), у меня была острая ушная инфекция, и речи о выступлении идти не могло! Возвращаясь к прошлогоднему американскому туру, я еще раз хочу поблагодарить всех фэнов, которые пришли на наши концерты и поддержали нас. Мы вернемся еще раз и замутим грандиозный тур по Америке''. В ходе летних выступлений в Голландии 3 июля на Waldrock Festival был записан бутлег waldrock live. Запись хорошего качества, сделана с радиотрансляции. 1999 год помимо успеха 'At The Heart Of Winter' был для Immortal богат и на печальные события. Одним из них стало самоубийство Эрика ''Grim'', который был одним из участников Immortal (барабанщик на 'Pure Holocaust'), а также участником Gorgoroth и Borknagar. Эта трагедия не стала для Аббата неожиданностью. ''Эрик был отличным парнем. Но мы знали, что он страдал от маниакальной депрессии. Еще когда он играл с нами в группе, Эрик как-то наглотался таблеток, и лишь чудом Демоназ успел отвезти его в госпиталь, где его откачали. После этого случая Эрик еще несколько раз предпринимал попытки самоубийства, поэтому я уже давно предполагал, чем это всё для него закончится''. Диск 'At The Heart Of Winter' разошелся за два года тиражом более 70 тысяч копий. А мир уже ждал следующую работу норвежцев - и предварительные заказы на альбом 'Damned In Black' были в районе 50 тысяч экземпляров! Эта пластинка стала дебютом для басиста Искариа. Он быт снова записан в Abyss Studios в два приёма - в октябре 1999 года и в феврале 2000 года. Продюсерами стали Peter Tagtgren, Abbath и Horgh. Микшировал альбом сам Peter Tagtgren. Аббат: ''Damned In Black' не есть усовершенствованный 'At The Heart Of Winter'. 'Damned In Black' больше похож на новый виток развития Immortal в глобальном отношении. Нет, на новом альбоме вы не услышите абсолютно ничего нового и оригинального, но в этом-то и все депо - с самого начала работы над этими песнями мы решили сделать добротный альбом, который вошел бы в историю как просто хороший экземпляр тяжелого металла образца 2000 года. Я больше скажу: мы - Motorhead от блэк-металла! И это не так уж и плохо! Вместо того, чтобы терзаться вопросом, чтобы еще такого добавить в свою музыку для оригинальности, мы просто взяли все лучшее из своего наследия, привели это, что называется, к общему знаменателю и записали самый мощный альбом Immortal. На этот же раз Хорг впервые выступил в роли соавтора песен, равно как и Искариа подкинул немало идей. Конечно, было много споров, в результате которых много предложений осталось за бортом. Но каждый спор благодатно влияет на творчество, если это, конечно, спор не с таким упертым человеком как Демоназ. Нет, мы не расстались врагами, да и ушел он скорее из-за проблем со здоровьем, вернее он даже не уходил, а как бы взял отпуск. Но так сложилось, что наши пути все-таки разошлись. У Демоназа сейчас свой проект, он доволен жизнью и отнюдь не держит на нас зла.'' Запись была сделана на студии Abyss, где раньше творили Marduk, Hypocrisy, Old Man's Child [Dimmu Borgir]. Это собственная студия продюсера - Питера Тагтгрена (Hypocrisy,Abyss, Pain). Аббат: ''Питер связался с нами еще перед записью нашего предыдущего диска. Но работа уже была в самом разгаре, так что ему пришлось делать нам предложение несколько месяцев спустя. А предложение было приятным - записываться в его студии в Швеции. А ведь, как известно, это очень трудно - найти хорошего звукорежиссера в нашем городе Бергене. Мы знакомы с деятельностью Питера с другими группами, также нам было известно, что он большой поклонник Immortal, так что мы решили, что он может добавить немало полезного к нашей музыке. Мы послали ему демо, и когда мы вошли к его домашнюю студию, там все уже было готово для ударного и производительного трудового процесса. Запись отняла у нас 20 дней, и нет нужды говорить о том, что наш совместный труд прошел на ура! Тем паче, что мы не любим репетировать прямо в студии, и стараемся не загружать студийное время ничем другим, кроме как непосредственно записью.'' Ограниченным тиражом вышел бокс-сет с оригинальным рисунком. Для бокса была сделана эксклюзивная обложка. Ее снова выполнил Фурнье. Damned in Black получил блестящие отзывы в прессе: 6/6 - METALLIAN Mag. (Fr); 5/5 - HARD'N'HEAVY Mag. (Fr) - Album Of The Month; 6/6 - HARD ROCK Mag. (Fr); 14/15 - LEGACY Mag. (Ger); 10/10 - ROCK HARD Mag. (Ger). Североамериканское турне 2000 - USA, Mexico и Canada в марте/апреле. Летом - выступления на фестивалях. Тут истекает срок контракта Osmose Productions и после 9 лет сотрудничества они покидают лейбл. В ноябре 2000 года подписывается сделка с Nuclear Blast. Осенью - европейское турне. Damned In Black 2000 стартует в ноябре. Искария: ''Настала время обновлять наш контракт с Osmose на следующие 2 альбома. Слухи о том, что мы пока свободны от обязательств, быстро распространились среди европейских лейблов, и кто смел, тот и съел... У NB были самые выгодные для нас условия среди прочих. Надо заметить, что при расставании с Osmose кровь не пролилась. Они поняли нас. Не то, чтобы мы были недовольны Osmose, просто нам сделали предложение, от которого мы не смогли отказаться. Помимо того, полная свобода творчества и статус ''звёзд'' лейбла нам были обеспечены. У них также отлично налажена дистрибюция, имеются солидные финансовые возможности для всяких дел. Это лучше и для группы, и для поклонников. Полагаю, мы сделали шаг вперёд. Хотя мы подписали контракт только на один альбом.'' С сентября 2001 года запись очередного альбома делалась на студии Abyss, где раньше творили Marduk, Hypocrisy, Abyss. Это собственная студия продюсера - Питера Тагтгрена (Hypocrisy, Abyss, Pain). В октябре работы в Abyss Studios завершены. После месяца напряженных работ в Швеции на свет появился альбом ''Sons of Northern Darkness'' Аббат: ''S.O.N.D. это торжество металла от начала и до конца, это высоко поднятое знамя true fucking metal!''. Искария: ''Нам хорошо работалось с Питером, он сделал просто невероятную работу для нас. Этот альбом - результат работы трёх продюсеров - Аббата, Хорга и Питера. У него очень правильное представление, как те или иные места должны звучать. Кроме того студия отлично оборудована, и всё там способствует тому, чтобы лучше сосредоточиться на работе. Демоназ до сих пор пишет лирику для Immortal. В этот раз он особенно упивался этим процессом, ибо чувствовал несказанное единение с группой и работал над лирикой одновременно с тем, как создавалась музыкальная часть. Он затронул несколько новых для себя тем, и в то же был вдохновлён атмосферой старых дней, славной эпохой Battles In The North. Так что музыка и лирика на этом альбоме идут абсолютно рука об руку. Он просто превзошёл самого себя.'' Immortal представили материал медиа в ходе специальной встречи в Bergen в ноябре 2001 года. Там были журналисты Terrorizer, Orkus, Rock Hard (Germany + France), Metal Hammer (Italy), Hard 'n' Heavy (France), Scream (Norway), Aardshock (Holland), а также местные телевизионщики и газетчики. Современный звук, безукоризненно переданная атмосфера ранних альбомов и невероятный музыкальные эксперименты слияния black, death и даже heavy самого агрессивного толка. Новая работа норвежских классиков жанра обрушилась на человечество сокрушительной ледяной лавиной. Релиз запланирован на 4 февраля 2002 года. С 28 марта они поддержат альбом туром Hypocrisy и Warhammer, а в августе поучаствуют Summer Breeze festival в Abtsgemund!
|